Красочные ландшафтные композиции
Многие породы особенно эффектны лишь раз в году — в пору цветения или плодоношения. Таков, к примеру, багряник: ранней весной, когда не только ветви, но и ствол его до распускания листьев сплошь покрываются розово-пурпурными цветками, растение производит необычайно сильное впечатление, в остальное же время года оно ничем не примечательно. Только осенью очень наряден гинкго, листья которого становятся интенсивно-жёлтыми.
Есть виды, дающие красочный эффект несколько раз в году: конский каштан — в весеннем цвету и в осеннем золотом уборе, жимолость каприфоль — с обильными желтовато-белыми цветками в начале лета и оранжево-красными ягодами в августе-сентябре.
И, наконец, можно назвать растения с практически постоянным цветовым эффектом. Это необычно окрашенные формы хвойных и вечнозеленых лиственных — голубые и серебристые ели, золотистые разновидности туй и можжевельников, эвкалипт пепельный. К данной группе следует отнести и пурпурные, бело-пёстрые и золотистые формы листопадных пород, декоративные с весны до осени.
Архитектору — пейзажисту, создающему парк или другой зеленый ансамбль, следует, изучив указанные особенности, выделить из имеющегося ассортимента породы кратковременного, продолжительного (последовательно или с разрывом) и круглогодичного цветового звучания. Удобно свести их в таблицы с данными по окраске и срокам воздействия на зрителя цветков, листьев, плодов.
Чтобы составить удачную композицию, рассчитанную на колоритный эффект, надо обязательно учесть и фактуру кроны, определяющую характер цветной поверхности. Например, обильно цветущая айва японская, имеющая весной ало-шарлаховый наряд, выглядит нежнее, «прозрачнее», нежели пираканта, усыпанная блестящими осенними плодами той же окраски.
Багряник производит впечатление куда сильнее, чем олеандр, поскольку первый весной смотрится как сплошной яркий объем, а у второго примерно такого же тона розовые цветки распускаются летом среди листьев.
Плотные кроны пород с яркоокрашенной листвой создают более компактные пятна, чем ажурные, сквозистые. Однако в красочных композициях решающее значение имеет общий цветовой характер той или иной породы. По этому принципу можно выделить так называемые цельноколоритные растения, создающие монолитный объем с незначительными просветами, и раздельноколоритные — с ажурной кроной или яркими цветками (плодами), разделёнными листьями.
Наиболее яркие и рельефные сочетания получаются из деревьев и кустарников первой группы. В ней в свою очередь различают виды и формы:
— с крупными цветками или соцветиями — гортензия, калина Бульденеж, катальпа, павловния, сирень, лагерстремия;
— с мелкими цветками или соцветиями — абелия, азалия, багряник, зимоцвет, форзиция, яблоня;
— крупнолистные — амбровое дерево, конский каштан, клен пальмовидный, липа серебристая, тюльпанное дерево;
— мелколистные (мелкохвойные) — золотистые формы бересклета, биоты, бирючины, пихты, ель Энгельмана, эвкалипт пепельный;
— крупноплодные — земляничник, хурма, яблоня ягодная;
— мелкоплодные — облепиха, падуб, пираканта, рябина, снежноягодник.
Проектировщик должен знать и основные принципы сочетания красок (теорию колорита), дабы уметь составить в зависимости от замысла композицию контрастную, гармоничную, дисгармоничную, нюансную.
При чисто цветовых решениях за основу берут растения самых ярких (тёплых) тонов и соответствующих сроков воздействия, а затем уже продумывают формы и объемы. Учитываются экспозиция участка, освещение, общий характер планировки. Зеленый фон газона и окружающих растений должен подчёркивать цветовые пятна и в то же время объединять всю композицию. Излишняя пестрота отрицательно влияет на художественную выразительность пейзажа. Чем обширнее территория, тем разнообразнее могут быть цвета и их комбинации.