Ландшафтная архитектура Китая.
Ландшафтная архитектура Китая неразрывно связана с традициями, философией и культурным наследием этой страны. Превращенный трудом человека в источник эмоционального и духовного наслаждения, китайский парк на протяжении тысячелетий служил тем местом, где можно было ощутить красоту и гармонию природы, проникнуться духом каждого растения, постройки.Благодаря этому садово-парковое искусство древнего Китая в VI веке вместе с буддизмом стало быстро распространяться в Японии и странах Юго-Восточной Азии, а позже отдельные элементы его попали в Европу.
Традиционный китайский парк сочетает в себе реалистическое и романтическое начала. Подражая живой природе, садоводы стремились к тому, чтобы любой пейзаж, холм или даже одно дерево вызывали, подобно поэзии, целую гамму чувств. Примером тому могут служить извилистые дорожки, петляющие «паутиной» по всей территории. Вот что писал по этому поводу известный поэт XII века Лю Ю: «Тропинка, кажется, кончается у подножия холма или на берегу реки, как вдруг еще один изгиб, и перед нами новая перспектива».
Рассчитаны на подобный эффект и зеленые коридоры, заросшие тропинки-туннели, и многочисленные мостики угловатой формы: при каждом повороте посетителя ожидает новый живописный вид. Некоторые мосты на озере Сиху близ города Ханчжоу имеют до тридцати поворотов.
Прогулка по парковому комплексу XVIII века Бэйхай на острове Цюнь-хуа (близ Пекина) открывает взору целую серию пейзажей. В этой ландшафтной симфонии есть свое вступление, кульминация и заключительные аккорды (что вообще очень характерно для садового искусства Китая). Первое, что бросается в глаза при входе в парк Гармонии Интересов у Летнего Дворца,- беседка у пруда, на водной глади которого тихо покачиваются белые лотосы (вот — введение). Несколько поворотов, и перед вами открывается Терраса Рыбок. Пейзаж тут намного богаче, появляются искусственные холмы, дорожки уходят то вправо, то влево — поистине чудо природы и человеческих рук (это кульминация путешествия). Продвигаясь по извилистому коридору, соединяющему несколько нарядных павильонов, вы попадаете к главному строению — Отдаленному зданию (прогулка подходит к концу).
Широко использовался в прежние времена метод «ширмы», или экранирования. Во времена Минской династии (1368-1644) так описывалось достоинство этого приема: «Искусное экранирование оставляет зрителей в неведении, какова в действительности площадь вокруг, например, искусственного холма… Чем лучше экранировано пространство, тем большим оно кажется».
Китайские зодчие менее всего стремились раскрывать пейзаж. Наоборот, они разбивали парки на сектора или небольшие участки, добиваясь, чтобы все фрагменты были неповторимы, но гармонировали друг с другом. Вершиной такого искусства считается тот же Бэйхай, особенно его живописный уголок Кабинет Успокоения Сердца. здесь можно пройтись по рощицам, характерным для юга страны, отдохнуть в изящных беседках, скрытых в тени деревьев, полюбоваться прекрасным видом с мостиков, как бы разделяющих пейзаж на три садика. И перекинутый через пруд мост — галерея Источник Свежести, и восьмигранная беседка Отдых на Холме, и даже искусственная горка из каменных глыб, напоминающая распустившийся лотос, необычайно дополняют друг друга. Эта гармония ощущается на каждом шагу.
Еще одна традиция — создание иллюзии большого пространства на маленьком участке. Мастерам древности удавалось достичь необычайного эффекта. Недаром приезжие говорили: «На футе земли они умещают пространство длиной в 10 тысяч миль, а на квадратном дюйме — горы высотой в тысячу футов». Из таких творений до наших дней сохранились два парка в Сучжоу — Чайника (300 м2) и Проросшего зерна (140 м2).
Нельзя не рассказать и об искусстве создания каменистых холмов и горок. Хотя в Китае сады камней не получили такого распространения, как в Японии, тем не менее валуны здесь — традиционный элемент рукотворного пейзажа. В старину существовала целая наука их разбрасывания с тем, чтобы каждый навевал прохожим определенные чувства и мысли. Например, в период правления Цинской династии (1644-1911) считалось, что около сливового дерева камни должны быть древними, под соснами — шероховатыми, среди бамбука — высокими, а в низинах — изящными. Часто они служили источником вдохновения художников и поэтов.
Устройство горок практиковалось уже две тысячи лет назад, позднее миниатюрные композиции такого рода стали появляться в императорских садах. Лучшая из них находится в Крошечном парке в Янчжоу (провинция Шаньдун): зеленоватые сталагмиты олицетворяют здесь стебли бамбука, груда желтых камней — холм, усыпанный осенними листьями, а белые напоминают запорошенный снегом скалистый утес.
В древности парки, как правило, называли «ю», что означает заповедник животных, но со временем все чаще стало звучать слово «юань» — цветник. Будучи важнейшим компонентом ландшафта, цветущие растения должны были украшать его круглый год и соответствовать определенной колористической гамме. Например, в парке Почтительного Управляющего (Сучжоу) весной около зала Магнолии распускаются магнолии, у Весенней Террасы — дикие яблони, а у беседки Тонкой Вышивки — пионы. Летом в пруду перед залом Легких Ароматов цветут лотосы необычных оттенков. Осенью у земли Ароматов воздух напоен пряным запахом османтуса, а красноватые плоды мандариновых деревьев оживляют пейзаж у павильона Ожидания Морозов. И, наконец, зимой расцветают сливовые деревья у павильона Снега и Облаков.
Некоторые растения и поныне входят в обязательный ассортимент. Это бамбук, сливы, сосны и, разумеется, хризантемы, тысячелетиями культивируемые в Китае.