Бидермейер снова в моде.
Нередко можно услышать, что только вместе с японским стилем в европейский букет вошли высушенные отбеленные и подкрашенные сухие растения. Однако это неверно. Сухие соцветия, плоды, ветки, колосья, початки, ягоды и даже перья птиц, шары из шёлка широко применялись в Европе задолго до знакомства с искусством икебана.
Интересно, что в Японии при аранжировке свадебных букетов часто пользуются европейским стилем бидермейер. Классическая икебана признает для этого торжества только сочетание веера с хризантемами, орхидеями или камелиями. Но в современной Японии невесты предпочитают, как правило, надевать на свадьбу европейское платье. Соответственно приходится подбирать и цветы. Популярность букетов в стиле бидермейер объясняется тем, что они могут быть сохранены как сувениры: мастера, наряду с живыми, применяют для аранжировки сухие цветы.
Как свадебное украшение бидер-мейеровские букеты сейчас нередко составляют во Франции, Германии, Соединенных Штатах Америки, а в Скандинавских странах — предпочитают всем другим стилям.
Стремятся к гармоничному сочетанию цветов и кружев, обрамляющих их, с окраской материала платья. Кроме того, в аранжировке применяют узкие ленты из атласа, зачастую довольно ярких, контрастных тонов.
Интересна история этого букета. Иногда приходится слышать и читать, даже в специальной литературе, что его форма была изобретена в Германии в начале XX в. неким Готтлибом Бидермейером. Стиль бидермейер в искусстве был вообще широко распространен в тридцатых годах: в такой манере писали картины, изготавливали посуду, мебель и оформляли интерьеры.
На самом деле Готтлиб Бидермейер был как бы немецким двойником российского Козьмы Пруткова. Его выдумали два поэта Адольф Киссман и Людвиг Эйхродт. Их сатирические стихи печатались в берлинской газете «Флигенден Блеттерн» во второй половине XIX в. Авторы беззлобно потешались над простодушными и наивными взглядами бюргеров. Фамилия Бидермейер составлена из двух — Бидерман (Biedermann по-немецки — простодушный человек) и Буммельмейер (Bummel — бесцельное шатание, фланирование по улицам).
Новоявленный поэт, по мнению его создателей, олицетворял мечтательного, наивного, чистосердечного и вместе с тем ограниченного беспомощного человека. Его стихи были смесью нравоучительной чепухи, подаваемой высокопарным слогом. В свое время они пользовались большим успехом и оказали существенное влияние на эстетические вкусы.
А через несколько десятилетий оформилось целое направление в прикладном искусстве. Характерными его элементами в архитектуре были сочетания завитков разной формы и величины, кривых линий, спиралей и волют с изящными цветочными гирляндами и переплетающимися лентами, листьями аканта, предметами военных оркестров и охотничьих снастей. Стиль был эклектичным, поэтому он очень скоро вышел из моды.
А вот букеты, особенно свадебные, в стиле бидермейер вновь завоевали популярность.